“Транснефть” никак не может договориться с правительством о том, как финансировать расширение ВСТО до 80 млн тонн в год. Государство настаивает, что компания должна справиться своими силами даже с учетом ограничения роста тарифов. Эксперты полагают, что обойтись без дополнительных средств монополия сможет, только если сохранит текущую дивидендную политику, основанную на выплатах из прибыли по российским стандартам финансового учета (РСБУ). Но это также идет вразрез с планами правительства, пишет “Коммерсантъ”.
“Транснефти” должно хватить средств инвестпрограммы для расширения трубопровода Восточная Сибирь—Тихий океан (ВСТО) до 80 млн тонн к 2020 году при умеренной индексации тарифов, сообщил вчера вице-премьер Аркадий Дворкович (инвестпрограмма будет обсуждаться на совещании у премьера Дмитрия Медведева 18 февраля). Он добавил, что включение в тариф инвестиционной составляющей, о чем просит монополия, не запланировано. Источник, знакомый с позицией правительства, уточнил, что при этом компании даже не потребуются дополнительные заемные средства, в том числе от ФНБ. Пресс-секретарь “Транснефти” Игорь Демин утверждает, что компания все еще “определяет сроки и объем заявки в ФНБ”. Но знакомые с ситуацией источники говорят, что увеличивать долговую нагрузку “Транснефть” не хочет даже в такой форме.
Одним из вариантов финансирования расширения трубы, предлагаемых “Транснефтью”, было увеличение экспортного тарифа на прокачку нефти по ВСТО на 16,6%. “Транснефть” просила об этом господина Дворковича осенью, но правительство, которое приняло решение о заморозке тарифов, предложение не поддержало. В конце января вице-премьер поручил ведомствам выяснить, хватит ли трубопроводной монополии средств для расширения ВСТО к 2020 году до 80 млн тонн с учетом умеренной индексации тарифов на прокачку нефти. В случае проблем предполагалось, что у “Транснефти” будет возможность изменить уровень выплат дивидендов по акциям компании.
Вчера “Транснефть” и министерства отказались комментировать возможные варианты индексации до правительственной комиссии. Но, по мнению ФСТ, при индексации тарифов с 2015 года темпами, близкими к инфляции, трубопроводная монополия получит достаточное количество финансовых ресурсов на реализацию своей инвестиционной программы, в том числе и на расширение ВСТО. Сама “Транснефть” вопрос не комментирует, но напоминает, что прежняя инвестпрограмма до 2020 года предполагала расширение до 58 млн тонн с текущих 37 млн тонн и также основывалась на индексации тарифов, близкой к инфляции. Ее объем — 461 млрд руб. Для увеличения мощности трубы до 80 млн тонн в год необходимы дополнительные 172 млрд руб.
Андрей Полищук из Raiffeisenbank полагает, что состыковать позиции монополии и государства может уступка правительства в другом вопросе — о выплате дивидендов. Пока монополия платит их в размере 46% от прибыли по РСБУ, а не 25% по МСФО (предусмотрено для всех госкомпаний с 2016 года), поясняет аналитик, она будет способна расширять ВСТО сама. В случае же изменения дивидендной политики, которое повлечет увеличение выплат в бюджет в восемь-девять раз, без привлечения заемных средств “Транснефть” обойтись не сможет.
|