17 февраля Владимир Путин совершил визит в Венгрию. При этом все значимые итоги его переговоров с венгерскими властями так или иначе были связаны с Украиной.
Венгерский премьер Виктор Орбан не считается в Евросоюзе настоящим демократом. Его крайне правые взгляды и покушения на свободу прессы снискали ему репутацию радикала и авторитарного лидера (впрочем, не исключено, что учитывая тенденцию усиления правых в Европе скоро Орбан не станет считаться там маргиналом).
В любом случае, для России он уже сейчас является вполне приемлемым партнером. Хотя бы потому, что Венгрия - одна из немногих стран ЕС, которая не стесняется открыто высказываться против политики санкций в отношении России. Премьер-министр Орбан аргументирует эту позицию элементарным прагматизмом. «Нам важно, чтобы Россия была открыта для венгерской продукции, и чтобы Венгрия получала энергоресурсы из России, - отмечает он.
- Тот, кто считает, что европейская экономика будет конкурентоспособной без сотрудничества с Россией, и тот, кто думает, что в Европе можно гарантировать энергетическую безопасность без энергоносителей, поступающих из России - тот лелеет иллюзии». Именно поэтому нынешний визит Путина в Венгрию имел серьезный политический подтекст - российскому президенту было важно продемонстрировать, что, несмотря на санкции, Москва продолжает эффективное сотрудничество с отдельными странами Европы.
По итогам визита был подписан целый ряд документов, включая договор о межрегиональном сотрудничестве, сотрудничестве в сферах здравоохранения и образования, соглашение об открытии консульства Венгрии в Казани, а также меморандум о подготовке кадров для атомной энергетики. Однако ключевым моментом визита стали переговоры о подписании нового газового контракта (нынешний истекает в конце 2015 года).
Так, венгров крайне беспокоит безопасность поставок через все более и более нестабильную Украину (страна критически зависит от российского газа и нефти - соответственно, на 75% и на 80%). Южный Поток закрыт не по российской вине, и Путин еще раз заявил об этом в Будапеште. «Европарламент принял решение, согласно которому "Южный поток" был признан не только не перспективным, но вредным для Европейского союза.
После этого Еврокомиссия направила в Болгарию письмо, в котором потребовала прекратить всякую подготовительную работу», — напомнил российский президент. В этой ситуации венгры выражают интерес к подключению к «Турецкому потоку». «Мы договорились о том, что бы не заменило "Южный поток", мы будем искать возможность сотрудничества, потому что мы по-прежнему заинтересованы в том, чтобы газопровод проходил через нашу территорию», - заявил Виктор Орбан. Москва с радостью подключит Венгрию к реализации проекта. «Тот багаж, который мы наработали совместно с венгерскими партнерами (в ходе попыток по реализации Южного потока - Эксперт Online), созданное нами предприятие совместное может быть использовано и при расширении работы с нашими турецкими друзьями в части, касающейся так называемого "Турецкого потока".
Здесь есть разные варианты, и мы готовы их обсуждать со всеми, кто заинтересован в совместной работе», - заявил Владимир Путин. Однако проблема в том, что он будет построен не раньше чем через несколько лет. Все это время стране придется надеяться на то, что украинские власти не решатся на срыв транзита, оказывая давление на Газпром.
Проблему собираются решить за счет большей наполняемости подземных хранилищ. «"Газпром" в принципе не возражает против увеличения хранимого там газа. Расширение использования подземных хранилищ позволит Венгрии свободно, без всяких проблем проходить осенне-зимний период», - отметил Владимир Путин. При этом венгров в новом контракте освободят от принципа «бери или плати», по которому они обязаны оплачивать весь объем законтрактованного газа, вне зависимости от его фактического потребления. Кроме того, страна сможет потреблять неиспользованный по действующему контракту газ по постоплатной схеме.
При этом Виктор Орбан фактически дал понять, что эта уступка стала наградой Венгрии за позицию по Украине. «Венгрия не воспользовалась всем объемом, и мы договорились, что, учитывая наши отношения, у нас открывается возможность получать неиспользованную часть газа и платить тогда, когда мы этот газ получим», - пояснил премьер.
Помимо венгерской темы на итоговой пресс-конференции Путин сделал ряд довольно значимых заявлений по Украине. Прежде всего, он открыто заявил о имеющихся поставках западного оружия в эту страну. «Что касается возможных поставок на Украину, во-первых, по нашим данным, это оружие уже поставляется. И здесь нет ничего необычного. Во-вторых, я глубоко убежден в том, что кто бы и какое бы оружие ни поставлял, количество жертв может, конечно, увеличиться, но результат будет такой же, как сегодня, это неизбежно». Тем самым он, возможно, дал понять, что а) не рассматривает нынешний уровень поставок как нарушение Западом баланса сил и б) в случае увеличения поставок реакция Москвы будет достаточно жесткой.
Не удержался Владимир Путин и от не очень политически корректных заявлений в адрес украинских властей. Он не только открыто говорил о Донецкой и Луганской народных республиках - без кавычек, без приставки «самопровозглашенные», - но и призвал украинские власти сдать Дебальцево и признать новую существующую реальность.
«Конечно, проигрывать всегда плохо, конечно, это беда для проигравших, особенно, если проигрываешь вчерашним шахтёрам или трактористам2. Но жизнь – есть жизнь, она точно пойдёт дальше» – заявил президент. По всей видимости, его внутреннее удовлетворение итогами победы в Минске так велико, что он не отказывает себе в удовольствии еще раз продемонстрировать обреченность киевского режима на такое мирное урегулирование кризиса на Донбассе, которое устроит Россию.
|