Почему Европа не может заставить Порошенко выполнять Минские соглашения?
Киев не будет финансировать территории Донбасса, которые не находятся под его контролем. Это дал понять в интервью латвийскому каналу LTV7 официальный представитель МИД Украины Евгений Перебийнис, слова которого приводит РИА «Новости».
Нет, формально украинские власти вроде как не против финансирования. Но не собираются, как выразился мидовский спикер, «кормить сепаратистов».
«Они эти деньги просто не дадут людям, а будут использовать на войну, — выражает обеспокоенность Перебийнис. — Мы не может финансировать терроризм, мы должны обеспечить, чтобы эти деньги пришли конкретным людям».
Правда, представитель МИДа стыдливо умолчал об условиях, которые Киев создает для этих «конкретных людей», чтобы они эту свою «копейку» могли получить. А условия эти иначе как людоедскими не назовёшь.
После того как президент Порошенко в ноябре прошлого года подписал свой карательный указ об экономической блокаде ДНР и ЛНР жители этих республик фактически оказались за социальным бортом. Теперь пенсионерам, которых только в ДНР около полутора миллионов, чтобы продолжить получать пенсию (которую они, между прочим, честно заработали), необходимо зарегистрироваться на территории подконтрольной Киеву. Условно говоря, старики из Донецка должны выехать в Красноармейск и встать там на учет. Но и в этом случае еще не факт, что деньги на выплату пенсий этим «колорадам» и «сепаратистам», как любят называть жителей шахтерского края в Киеве, у свидомых властей найдутся.
— Режим создаёт условия, просто невыполнимые для простых людей, — комментирует ситуацию председатель комитета госстроительства Новороссии Владимир Рогов. — И создает намеренно. Старики, решившиеся отправиться за своими деньгами, по нескольку дней находятся, по сути, в формате фильтрационных лагерей на нейтральной территории или около блокпостов украинских силовиков. Разрешения на проезд выдаются только по коррупционной схеме – за конкретные деньги. Причем плата взимается по нескольку раз, начиная с пересечения нейтральной территории, что обходится в 200-300 гривен (примерно 500-600 рублей). Потом идет вымогательство со стороны карательных батальонов, которые стоят на линии соприкосновения. Мы видим, что именно с этой целью, были заблокированы не только какие-либо социальные выплаты, а еще и любые коммерческие отношения.
Где-то до декабря прошлого года можно было достаточно просто купить продукцию с территории, подконтрольной Киеву, которая завозилась на территорию ДНР и ЛНР представителями малого и среднего бизнеса. После законодательных актов Порошенко блокада начала усиливаться. Для силовиков режима эта блокада стала настоящей «золотой жилой».
Вот недавно совсем мы стали свидетелями противостояния бойцов из батальона «Сокол», подконтрольного Коломойскому, с подчиненными Наливайченко из СБУ. Этот конфликт как раз был связан не с идейными какими-то разногласиями, а с обычным вымогательством и «крышеванием» на линии соприкосновения. Можно понять их заинтересованность, если с каждой машины – грузовой или коммерческой – типа «Газель», за возможность провести продукцию на территорию ДНР и ЛНР взимается плата – до 50-70 тысяч гривен (120-150 тысяч рублей). Конечно, такая «таможенная пошлина» очень жестко отражается на конечной цене для потребителя. При том, что люди фактически лишены Киевом средств к существованию.
Это прямое нарушение Минских договорённостей, где было четко прописано восстановление банковской системы, а также возобновление всех положенных выплат населению Донецкой и Луганской народных республик. Но Киев, судя по всему, намерен продолжать блокировать эти соглашения и дальше.
Могут ли в этом случае Франция и Германия, которые, как известно, выступили гарантами минского меморандума, инициировать введение каких-либо санкций в отношении Киева, чтобы подстегнуть украинские власти к выполнению взятых на себя обязательств? Этот вопрос мы адресовали замдиректору Центра украинистики и белорусистики МГУ им. М.В. Ломоносова Богдану Безпалько:
- Я не думаю, что европейцы будет вводить какие-то санкции против Киева. Политику в отношении Украины определяют все-таки не европейские страны, а Соединенные Штаты Америки. Европейцы пытаются в данной ситуации просто соблюсти свои интересы и минимизировать убытки.
Потом, а какие можно объявить санкции? Страна и так находится в стадии разрушения, которое, в конечном счете, приведет к тому, что Украина просто превратиться в аграрную колонию ЕС – без промышленности, с нищим населением и т.д.
То, что Киев нарушает Минские договорённости, продолжая экономическую и социальную блокаду Донецкой и Луганской народных республик, совершенно очевидно для европейских политиков – об этом они много раз заявляли. Но рычагов воздействия на Киев у них нет.
И если американцы решат, что нужно кормить Украину, европейцам придется немного раскошелиться – через какие-нибудь международные структуры, через МВФ. Это пришлось сделать даже России. Пусть немного (доля нашей страны в помощи МВФ Украине — 12 млн. долларов), но все равно пришлось. То есть, Украину заставляют кормить. И заставляют игнорировать все нарушения, которые исходят от киевской стороны.
Единственный, кто может, на самом деле, сегодня наложить более-менее серьезные санкции на Украину – это Россия. Скажем, ужесточить режим энергопоставок. Но поскольку вопрос связан опять же с транзитом в страны Европы, а «Турецкий поток» еще не готов, пока это тоже сделать достаточно сложно. Приходится маневрировать.
— Зачем тогда вообще нужны были эти гаранты – Германия и Франция, если гарантировать они ничего не могут?
- Могу напомнить, что еще 21 февраля 2014 года высокие европейские политики гарантировали Януковичу исполнение соглашений между ним и оппозицией, которые не продержались и сорока восьми часов. И только чудом Янукович с семьей остался жив. Об этих гарантиях сейчас никто не вспоминает. Но ведь они абсолютно ничего не стоили — даже выеденного яйца.
Точно так же и эти гарантии, по большому счету, тоже немногого стоят. Европа не является полноценным субъектом политического процесса. Если немецкий канцлер вполне спокойно воспринимает факт собственной прослушки со стороны американской АНБ, то это говорит о том, что у Германии нет полноценного суверенитета. Если Франция отказывается передавать России уже оплаченные суда (даже в ущерб интересам своего собственного военно-промышленного комплекса), это говорит о том, что интересы коммерческие и интересы ВПК Франции не являются первостепенными для французского руководства. А что уже говорить о других странах?
Россия в одиночку не может бороться против марионеточного правительства в Киеве, которое превратилось зомби, которым управляют извне. Она не может бороться с союзниками США в Европе, которые пытаются соблюсти свой интерес. И собственно, с США. Все это очень сложно. Тем более что Россию постоянно провоцируют, ее постоянно обвиняют и постоянно ждут того, что она совершит какие-либо радикальные действия, которые позволят наконец-то обрушить на нее все инструменты, имеющиеся в запасах у Запада. Как такого коллективного автора мировой политики.
— Я так понимаю, что в части социального блока Минские соглашения Киев выполнять не будет?
- На самом деле и многие другие обязательства тоже вряд ли будут выполнены Киевом
— Получается, у «Минска-2» нет будущего?
- У Минских договоренностей определенное будущее есть. Это будущее просматривается как окно возможностей. В данной ситуации это была возможность решения конфликта. Точно так же как в мае прошлого года у Порошенко тоже была возможность приехать в Донбасс еще до начала своего президентства, сесть за стол переговоров и уладить все дело миром, пока еще была только малая кровь.
Но есть слишком много заинтересованных в продолжение войны по своим собственным соображениям. Либо по коммерческим. Либо по геополитическим. Все эти люди будут постоянно сталкивать Украину и Россию, как страну, которая не может не реагировать на происходящее. И Европу, которая должна будет поддерживать этот ломающийся украинский «инструмент». Всех их будут подталкивать в сторону военных действий. До тех пор, пока это окажется полностью невозможно.
— Поясните…
- А невозможным это может быть в том случае, если коренным образом изменится геополитический расклад. Если вдруг произойдут какие-то тектонические события. В районе Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии. Может быть, даже, собственно, на Американском континенте. Пока возможности для таких тектонических событий не просматриваются. Но они всегда возникают неожиданно. Может быть, появится новый вооруженный конфликт, который руководство США посчитает гораздо более опасным для себя или гораздо более перспективным для достижения своих целей, чем война на Украине.
Условно говоря, вдруг «взорвется», скажем, регион Юго-Восточной Азии или Тихоокеанский регион. Это не значит, что сейчас для этого есть какие-то предпосылки. Я говорю эвентуально. Вдруг возникнет военный конфликт, к примеру, между Вьетнамом и Китаем или между Японией и Китаем, или Тайванем и Китаем. В данной ситуации это посчитают гораздо более достойным внимания, чем Украину.
Вообще, в принципе, Ближний Восток превратился теперь в главный театр. Сегодня главное происходит в Сирии, на территории Ирака и т.д. А теперь еще и Йемен сюда присоединился.
Спрогнозировать ситуацию или смоделировать ее очень-очень сложно. Для этого нужно обладать не только полнотой информации, но и гениальным предвидением. Ну, или самому эти события спланировать и запустить.
— То есть, сегодня нет рычагов, чтобы заставить украинские власти выполнять свои обязательства?
- У Киева есть универсальная индульгенция. Ему разрешили не исполнять эти соглашения. Конечно, его поругают немного, пожурят. Но никто ж не будет, например, осуществлять военную интервенцию или экономическую блокаду по отношению к Киеву. Никто не будет даже требовать у него долгов. В самом жестком случае просто откажутся списать эти долги. Но это даже не означает, что Киев когда-то их выплатит.
— Платить опять будет Россия?
- Не только Россия. В принципе, Россия и так уже платит. Потому что Россия вынуждена кормить Донбасс. Отправлять туда постоянно гуманитарные конвои. А платить, получается, заставляют и Европу, постоянно вынуждая ее выделять кредитные деньги для украинских властей. Пусть на погашение кредитов, но все равно Киеву какие-то деньги перепадают. И соответственно, вынуждают этого «зомби» держаться на плаву, чтобы он мог еще как-то двигаться и шевелиться, чтобы мог еще рычать в сторону России. И мог при случае «порвать Донбасс».
Поэтому сейчас ни Европа, ни Россия не могут осуществить военную интервенцию против Украины. Европейский союз не будет экономически блокировать Украину, потому что его тут же обвинят в применении бесчеловечных методов ведения экономической блокады и т.д. Неважно, что это самим Западом использовалось многократно. Например, против Ирака, где гибли дети в результате экономической блокады. Важно то, что сейчас против Украины такие инструменты применить не позволят.
Мы не можем даже отказаться от того, чтобы не сделать скидку на газ для Украины. Мы это мотивируем другими причинами, в том числе тем, что на Украине упало потребление газа, и упал потребительский спрос. То есть, покупательная способность у населения. И теперь украинский рынок сжимается.
Но поскольку Газпром все равно хочет сохранить хоть какой-то рынок сбыта для получения денег, он идет на предоставление скидок и т.д. Однако иногда геополитические решения должны превалировать над экономическими. Если бы Россия экономически обрушила Украину, то Украина уже давно бы распалась на ряд полунезависимых государств. И никакой угрозы — ни Донбассу, ни кому-либо еще не было бы. Уже давно бы Украина контролировалась, с одной стороны Россией, с другой — странами Евросоюза, той же Польшей или Германией. И была бы там тишь, мир и благодать… И международные миротворцы.
|